Деловой Петербург,
25 января 2012 г.
Каско судна: попробуй получи
951 просмотр
Рассмотрение страхового случая может длиться месяцами, а судебные споры - годами. Судовладельцы при этом терпят убытки, так как дохода аварийное судно не приносит, а расходы по его содержанию остаются значительными. Показателен судебный спор между судовладельцем ООО «Трансфиш» и страховой компанией «ЭРГО Русь». В 2007 году был заключен договор страхования рыбоперерабатывающего судна «Серена-Ф».
Выгодоприобретателем по этому договору был кредитор - Балтийский банк. В марте 2008 года судно село на мель у порта Каснас на юге Финляндии, где вело промысел.
«ЭРГО Русы, отказала судовладельцу в выплате возмещения, так как, по мнению страховщика, повреждение судна произошло вследствие грубой неосторожности его экипажа. В результате страховщик получил три судебных иска. Первый - о взыскании страховой премии в сумме 25 млн рублей - он проиграл. По второму иску, о неустойке в пользу Балтийского банка, «ЭРГО Русы, также проиграла в первой инстанции. Обе стороны конфликта подали апелляции, так как истец остался недоволен суммой неустойки, суд снизил ее до 23 млн рублей. Наконец, «Трансфиш» инициировал третий судебный процесс о взыскании со страховщика расходов по содержанию судна за границей в сумме 2 млн евро и компенсации за простой судна - 167 млн рублей. Третий процесс проходит предварительные слушания.
«Мы убеждены, что нынешняя активность компании «Трансфиш» - это попытка оказать давление на нас и на суд, - заявили в пресс-службе СК «ЭРГО Русь». – Ее требования мы считаем незаконными и необоснованными».
В компании «ЭРГО Русь» отметили, что суды различных инстанций почти з года не могли решить, обоснованы ли требования судовладельца, пересматривая решения раз за разом. «За это время было вынесено несколько судебных вердиктов, подтверждающих нашу правоту», - заключили в пресс-службе.
Долгие споры
Частота страховых случаев с российскими судами растет, так как флот устарел. Можно вспомнить кораблекрушения «Булгарии» на Волге и плавучей буровой платформы «Кольская» у берегов Сахалина: они были вызваны в том числе изношенностью плавучих средств.
Страховые случаи зачастую рассматриваются неоперативно, что приводит к убыткам судовладельцев.
«Практика затягивания решений страховщиками приводит к тому, что в некоторых странах российские полисы не принимают, - говорит Роман Нестеров, генеральный директор ООО «Трансфиш». - Иногда, прежде чем спасти судно при кораблекрушении, спасатели требуют депозит».
С другой стороны, отсутствие страховки чревато потерей судна. В декабре гон года судно «Берег Надежды» выбросило штормом на берег острова Кильдин под Мурманском. Так как страхового полиса не было, экипаж судна пытался провести спасательную операцию самостоятельно, но безуспешно.
В мае 2009 года транспортный рефрижератор «Петрозаводск» сел на мель у острова Медвежий в Баренцевом море, в территориальных водах Норвегии. По мнению норвежских властей, спасательная операция была сопряжена со слишком высоким риском. Судовладельцы также долго получали возмещение у страховой компании. Суда под российским флагом обычно застрахованы в пользу банков, так как большая их часть (до 90% тоннажа) куплена в кредит. Банки, как правило, требуют страховать судно в отечественной компании.
Защита защите рознь
Отечественная практика страхования судов несравнима с зарубежной не только по срокам, но и по размеру ответственности. Достаточно вспомнить, что весь российский рынок морского страхования по собранным премиям оценивается в $200 млн в год, а сумма выплат и того меньше. А в мировой практике только по одному страховому случаю - крушению круизного лайнера Costa Concordia - страховые и перестраховочные компании готовятся к искам о возмещении $1 млрд. «У зарубежных страховщиков упрощенная процедура, в типовых случаях они требуют меньший пакет документов», - говорит Алексей Шмидт, начальник управления страхования имущества и ответственности петербургского филиала страховой компании «СОГАЗ».
Также эксперты отмечают, что отечественным судьям зачастую не хватает знания морского права. «Создание специализированных третейских судов в морских регионах России будет способствовать улучшению микроклимата как в юридическом, так и в экономическом плане», - уверен Владимир Морковкин, управляющий адвокатским бюро «Юринфлот-Санкт-Петербург».
Комментарий
В Лондоне невыгодно
Алексей Шмидт, начальник управления страхования имущества ответственности СПб филиала СК «СОГАЗ»
Срок выплаты у страховщика фиксированный и исчисляется с подачи полного комплекта документов. Поэтому он в первую очередь зависит от расторопности судовладельца и оперативности работы госструктур. Максимально быстрый срок выплаты - месяц. Но в сложных случаях, когда, например, произошло столкновение судов и требуется расследование, процесс может затянуться на неопределенный срок. Если кораблекрушение произошло за рубежом, то это удлиняет срок. Некоторые компании предлагают страховать убытки потери фрахта. Но такое страхование мало распространено.
Владимир Морковкин, управляющий адвокатским бюро «Юринфлот-Санкт-Петербург»
В соответствии с существующей практикой многие российские страховые компании пытаются найти основания для отказа в выплате возмещения. Страхователь вынужден обращаться в суды РФ. Применение арбитражной оговорки, что все споры должны рассматриваться в Лондоне, невыгодно, так как это затратно, к тому же исполнять иностранные решения на территории России сложно. Российская судебная практика противоречива, а тяжбы могут длиться годами. К сожалению, в России нет специализированных судов по морскому праву, как в некоторых зарубежных странах, где подобные споры рассматриваются достаточно оперативно и объективно.
Георгий КАРЧИК
Вся пресса за 25 января 2012 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховое право, Выплаты, Морское страхование, Суды и расследования
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
28 ноября 2024 г.
|
|
Интерфакс, 28 ноября 2024 г.
Ингушетия, Дагестан и Приморье названы лидерами по частоте страховых случаев в ОСАГО
|
|
Псковское агентство информации (ПАИ), 28 ноября 2024 г.
Многократно увеличить штраф за отсутствие полиса ОСАГО предложили псковские депутаты
|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 28 ноября 2024 г.
ВС исправил судебную ошибку в деле о возмещении причиненного нотариусом вреда
|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 28 ноября 2024 г.
ВС: невыясненные обстоятельства не влекут отказа в выплате страхового возмещения
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
Fitch отмечает значимость государственных схем страхования в Европе по мере роста риска
|
|
Амител, Барнаул, 28 ноября 2024 г.
В России начнут чинить автомобили по ОСАГО б/у запчастями
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
ООН выпускает глобальное руководство по планам перехода для страховщиков
|
|
Агентство городских новостей Москва, 28 ноября 2024 г.
Всего 5–6% россиян приобретают страховки перед поездкой на горнолыжный курорт
|
|
Известия онлайн, 28 ноября 2024 г.
Ингушетия стала лидером по частоте страховых случаев по ОСАГО
|
|
РБК.Кавказ, 28 ноября 2024 г.
Ингушетия и Дагестан стали лидерами по числу страховых случаев ОСАГО
|
|
Реальное время, Казань, 28 ноября 2024 г.
Татарстан вошел в десятку регионов по частоте страховых случаев ОСАГО
|
|
Финмаркет, 28 ноября 2024 г.
Aviva сделала предложение о покупке Direct Line, но оно было отклонено
|
|
Клопс.ru, Калининград, 28 ноября 2024 г.
«Это не то что странно, это неприемлемо»: губернатор возмутился количеством аварий на дорогах Калининградской области
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
Рост премий по общему страхованию достигнет пика в 2024 году, поскольку ужесточение рынка заканчивается: Swiss Re
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
WTW сообщает, что в энергетическом секторе наблюдается ускорение рынка
|
|
РБК (RBC.ru), 28 ноября 2024 г.
Что такое страховой полис и для чего он нужен
|
|
За рулем, 28 ноября 2024 г.
Компенсация по ОСАГО должна составлять не менее 600 тысяч рублей — автоюрист
|
 Остальные материалы за 28 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|